Бородин Александр Порфирьевич (1834-1887)
Профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор. По мнению одних, в числе которых находится Лист, Бородина нужно считать одним из наиболее выдающихся европейских композиторов; по мнению других — он ученый большого таланта, принявший “худое” направление. Бородин напечатал 21 химическое исследование. Имя его в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы.

Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом “женском вопросе”. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно, бесспорно, занимать одно из первых мест. Недаром на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: “Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся — от женщин-врачей десяти курсов 1872—1887 годов”.

Что касается музыкальных способностей, то Бородин проявил их в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил польку “Helene”, названную по имени одной взрослой особы, в которую мальчик не на шутку влюбился. В 13 лет Бородин сочинил концерт для флейты с фортепиано. Чтобы ознакомиться с камерной музыкой, Бородин брал уроки игры на виолончели, после чего сочинил небольшое трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы “Роберт-Диавол” Мейербера. Поступив в 1850 г. вольнослушателем в медико-хирургическую академию и занимаясь науками очень прилежно, Бородин не оставлял музыки; профессор химии Зинин, готовивший его в свои заместители, не раз упрекал его за увлечение сочинением романсов. К композиторским его опытам этого времени относятся: романс “Красавица рыбачка”, струнное трио на популярную песню “Чем тебя я огорчила” и скерцо для фортепиано, где впервые обнаружился у Бородина русский стиль. Работая по окончании курса во втором военно-сухопутном госпитале, Бородин познакомился с Мусоргским, дежурившим в госпитале 17-летним офицером лейб-гвардии Преображенского полка; затем они свиделись снова у профессора академии С.А. Ивановского. Мусоргский был уже знаком с Балакиревым и другими молодыми композиторами.

Получив заграничную командировку, Бородин соединил занятия химией с музыкальным творчеством. В Гейдельберге он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; в 1863 г. она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, она имела на его творчество самое благотворное влияние. Громадное значение имело для Бородина, по возвращении в СПб., знакомство с М.А. Балакиревым и его кружком. С тропы дилетантизма Бородин перешел на широкий путь композиторского мастерства. Первым произведением, где выразилась крупная индивидуальность Бородина, была его Первая симфония (Es-dur), законченная в 1867 г. В ней выступили ярко два главных элемента в творчестве Бородина — русский и восточный. Последний сказался у Бородина еще сильнее, характернее, богаче, чем у остальных членов новой русской школы. Первое исполнение симфонии (4 января 1869 г.) в симфоническом концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева было дебютом Бородина перед широкой публикой. Успех ободрил Бородина, и он тогда же принялся за 2-ю симфонию (h-moll), сочиняя в то же время и романсы. Глубоко поэтический романс “Спящая княжна” (1867) сразу обратил на себя внимание, затем следовали “Песня темного леса”, “фальшивая нота”, “Морская царевна ”, “Море”, “Отравой полны мои песни”, “Из слез моих” и др. Бородин начал сочинять оперу “Царская невеста” (на текст Мея), но скоро ее оставил и в первой половине 1869 г. по совету В.В. Стасова задумал писать по составленному им сценарию оперу “Князь Игорь”. Для этого он стал тщательно изучать не только “Слово о полку Игореве”, но и другие источники. Директор императорских театров С.А. Гедеонов предложил Бородину, Мусоргскому, Кюи и Римскому-Корсакову написать каждому по акту для задуманной им оперы-балета “Млада ” на сюжет из доисторического прошлого полабских славян. Ввиду громадных затрат, требовавшихся на ее постановку, “Млада” не осуществилась, но, по словам Стасова, многое из “Млады” вошло в состав “Князя Игоря”. Бородин сочинял эту оперу очень медленно. Он сам писал либретто, несколько изменив сценарий Стасова и введя, между прочим, комические фигуры гудочников Скулы и Ерошки. Опера закончена после смерти Бородина Римским-Корсаковым и Глазуновым. В оркестровой партитуре ее указано, кому принадлежат окончание и оркестровка каждого номера. Первое представление “Князя Игоря” под управлением К.А. Кучера состоялось уже после смерти Бородина на Мариинской сцене в Санкт-Петербурге 23 октября 1890 г. Опера сразу понравилась, была дана в первый же сезон 13 раз и сделалась одной из любимейших русских опер.